Живя в этом городе три года, я успела отдать ему свое сердце. Немыслимо представить меня любящую его в половину. Люблю всю его настоящую красоту, все его скверы и переулки, люблю его дома.
Мне нравится, когда на поляне перед Музеем истории Украины ночью внизу тихо шумят деревья. Нравится ходить по шатающимся под ногами бордюрами как раз между старыми Валами. В глубине Мариинского парка сидеть на лавочке и размышлять обо всем на свете. А еще прогуливаясь по улице Кропивницкого, и резко сворачивать меж домами и лететь по узкому лестничному пролету вниз к Бассейной. Или нырять с парадного в парадное, со двора во двор. Как в ботаническом саду Гришка мы танцуем в тени липовой аллеи и пробираемся к обрыву, чтобы посмотреть на Дарницкий мост или как взбираемся на холмы, вглядываясь в Днепр на горизонте. Как переходим со льдины на льдину в конце зимы у берегов на опустевшей Днепровской набережной и кормим уток. Как на ВДНХ мы заглядываем в окна, во все павильоны и идем к озеру. Или за тремя оранжереями и лесом, идем на поле, перепрыгивая через канаву, чтобы полежать в нескошенной траве среди лета. А сидя на крыше моей хрущевки, мы будем наблюдать закат и маленький силуэт родины мать на горизонте на фоне пламенного неба.
Я покажу тебе Липки. Ты откроешь мне Подол. Так мы договорились впервые встретившись.
В пять на Кловской встречаемся, как обусловились. Изначально можно подумать, что станция сама по себе не слишком-то интересная, но все это развеивается при выходе из метро, где во время дождя собираются голуби. Мы как бы и в центре, но в тоже время и нет такого ощущения, Кловская- это кулисы, а уж что на сцене ты сейчас и сам все увидишь. Оставляя позади отделение мед института, мы сворачиваем направо, только не говори, что тебе не интересно, что там наверху и куда ведет эта лестница. Жутковатое местечко, да? Эти страшные балки под мостом. Поднимаясь по ступеням успевай только то и делать, что оглядываться назад и под ноги, ведь мы все выше идем средь деревьев. Это территория Александровской больницы. Она одна из самых старых в городе. Тут, в 1874 году было освящено место для строительства будущей больницы, которая именуется таковой в честь царя Александра. Строилась она на средства горожан и пожертвования киевского купечества. Первым архитектором был Владимир Николаев. Открылась больница 9 декабря 1875 года. Но мы идем дальше, по огибающей посадку, дороге, тут все еще лежат листья. Осматриваем старые корпуса, очаровываясь, и идем дальше, к выходу.
А там наверх, по улице Шелковичной, что уходит от Бассейной под крутым наклоном, здесь даже еще сохранилась кладка из того самого киевского желтого кирпича. Мы сворачиваем направо, слева дом с номером 7/14, он такой же длинный как Бульвар Шевченко. Справа одинокий жилой дом в прекрасной посадке, которую обустроили под парк. Калитка открыта, заходим. Табличка гласит о том, что здесь, в доме номер 2, проживал известный академик, учёный-физиолог А.А. Богомолец, в честь которого в 1964 году была и переименована улица. Мы обходим дом, понимая головы все выше, рассматривая детали дома. Поворачивая за угол, пред нами открывается невероятной красоты, уютнейший парк. В этот миг в голове проскальзывает мысль, что, пожалуй, здесь очень даже неплохо было бы жить. Представьте, кроме утреннего солнца, пробивающегося сквозь кроны деревьев в ваше окно, ведь живете вы на холме, а доме посреди парка. Аутентичные лавочки, расставленные по кругу вокруг фонтана, оригинальная ковка, тишина- все здесь прекрасно. Особо сказочно в этом месте осенью, все засыпано желтыми листьями, а идя вдоль аллеи, думаешь, что вот оно, еще одно любимое место в этом городе. Но нам пора, ведь еще столько всего надо узреть. Сложный выбор: свернуть в проулок Козловского, на улицу Лютеранскую, а потом выйти к Круглоуниверситетской или все же пойти направо- по Шелковичной.
Идя по ней, не успеваешь осмотреть все дома, фасады, окна. Шелковичная- это аллея превосходных актеров. Здесь, на Липках, имея достаточно денег, можно было в конце ХХІ- начале ХХ века возвести как превосходный особняк, так и первоклассный доходный дом.
Я люблю каждое строение здесь, но особого внимания заслуживают несколько архитектурных жемчужин. Среди них конечно Особняк Либермана (улица Банковая, 2), который покорил меня еще с первого брошенного на него взгляда три года назад, но кто ожидал, что фойе и строение в целом не даст о себе забыть до сих пор. Огромное зеркало при входе, изящная лестница, ведущая на второй этаж, переходы между комнатами, сами покои, кабинеты и зал. Особняк был заказан киевскому архитектору Владимиру Николаеву бывшим градоначальником Санкт-Петербурга Фёдором Треповым. Строительство окончилось в 1879 году. Позже хозяином дома с прилегающей территорией стал сахарозаводчик Симха Либерман в 1896 году. Удивительно, но и в этом особняке можно проследить некий искусный мотив, в частности в одном из кабинетов, где сохранился камин с барельефами дракончиков с виноградными листьями на хвостах, который, например, встречается при входе в гордость архитектора Добачевского- в Замок Барона на улице Ярославов вал 1, пройдя в массивные ворота и обратив свой взор наверх, там можно обнаружить таких же дракончиков с листьями. Но самой большой загадкой дома остается раздвижная крыша, сооруженная по просьбе Симхи Либермана.
Второй жемчужиной для меня является Арабский домик, другое название которого Особняк Ковалевского, что находится по адресу улица Плипа Орлика, 1/15, на углу с Шелковичной. С первого взгляда не сразу понимаешь, что делает этот средневековый замок в Киеве, ведь он никак не схож с остальными домами по своему внешнему виду. Построен по проекту известного киевского архитектора Алешина в 1911-1913 годах. Самым завораживающим моментом в этом особняке, лично для меня, является не само строение, а сад, который там был обустроен для семьи Ковалевских. Он представлял собой настоящее райское местечко. За все время особняк пережил реконструкцию в 1972 - 1974 годах. Важной деталью являются витражи в бывшей столовой особняка. Можно себе только представить, как они просвечивались светом со двора при хозяевах. Никак нельзя упускать танцевальный зал госпожи Ковалевской. Зеркала в пол в сияющей белой комнате, возникает ощущение, что сейчас зазвучит оркестр, который находился проеме хоров, и начнется занятие. Стоит еще упомянуть о комнате- купе. Именно ее соорудили по заказу Николая Ковалевского, ведь именно в купе он встретил свою жену и решил воплотить свои воспоминания в жизнь. Алешин постарался и уделил этой просьбе немалого значения. Комната и вправду получилась замечательная.
Про Арабский домик можно долго говорить, но мы двигаемся дальше, мимо еще одного интересного сооружения- Шоколадного домика, доходных домов и наконец выходя на тихий и красивый бульвар, который именуют улицей Липской.
Я рассказываю тебе про Кловский дворец, показываю Театр на липках, вот он по правую руку от нас. О Доме с Химерами, доме Плачущей вдовы. Про театр Франка, улицу Городецкого и Национальный банк на Институтской, про его сад и удивительный аромат роз в кабинетах, который мы бы учуяли, вернись на 100 лет назад.
Вот такие мои Липки.
Идем, покажешь мне свой Подол.
Владислава Адаменко
г.Киев
Комментариев нет:
Отправить комментарий